Как проявляется Божественная Энергия в процессе Синергии
Представления о Божественных энергиях в богословии достаточно точно определяют, как Бог взаимодействует с миром, как Он через энергии дает нам познать Самого Себя. Эти Энергии несотворенные, изначальные, их невозможно никак описать, они доступны к созерцанию, но не всем и не всегда, они не имеют своих качеств и свойств. Эти качества и свойства проявляются уже через ту сущность, куда эти энергии направлены. Божественные энергии незримо поддерживают жизнь во всем, также являемся и сознанием, присущем природе.
Как бы то ни было, но мы способны понять Бога, только в мере понимания – этого его проявления, Божественных энергий. «Всякая Божественная Сила и энергия и есть Бог» — это фраза Григория Паламы заставляет нас задуматься. У человека есть естественная биоэнергия – его витальная сила, и именно через нее проявляется и Божественная Энергия в процессе Синергии.
Подробнее
Богословское понимание энергии
Стоит разделять Божественные энергии как проявление Бога от Святого Духа, который есть Его сущность, равносущная Отцу и Сыну. Дар Святого Духа – только для живого человека, привнесенный в мир крестной жертвой Спасителя и именно для встречи с Ним мы пришли в этот мир. Это духовная энергия и она совершенна отлична от других Божественных энергий.
Мы способны ощущать в себе энергии Святого Духа только потому что изначальны отделены от Духа вообще, и соединяясь с Ним, человек наконец-то в полной мере чувствует свою полноту и истинность природы. Приобщиться Святому Духу можно только в таинствах Церкви, где они сохранены.
Возникает вопрос, если каждая энергия от Бога, то как же нечистый дух, как же негативные энергии, они тоже от Бога? Изначально любая энергия и сила чиста и не имеет в себе негативных качеств, они приобретаются в синергии с темной стороной человека и темных сущностей. Которые появились как таковые в результате отлучения, противопоставления себя Богу. Так в этом мире появилась смерть, как борьба с Подателем Жизни.
- Какие дела от Бога?
- Как проявить в себе, в своем мире Божественные энергии, как войти в процесс Синергии?
Основная беда в том, что в большинстве своем человеческие действия не нужны Богу, бессмысленность, материализм, ограниченность только этим миром, порождают неправильные мотивации к труду, эксплуатацию, лень и т.д. Но если человек нашел богоугодное дело, его не остановишь, и он не променяет его ни на что тем более на любого рода глупое и бесполезное безделье.
Все великие цивилизации Земли были выстроены на основе синергийности и видения цели за пределами этой жизни. Сам Господь пришел в наш мир и поставил себя ниже любого нищего в нем, своей жизнью и путем, показав людям что и как надо делать. И путь открыт и поныне. Своим ученикам-апостолам Христос сказал – отныне будьте ловцами человеков, проявив таким образом, свою волю ко спасению множества людей.
Подробнее
Благость, любовь и милость Божии.
Из всех Божественных свойств и имен Бога – благость, любовь и милость Божии имеют для верующего особое значение. «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.» ( Иоан.4:8) Все эти три свойства тесно между собой связаны и имеют общее проявление в человеке. Благость – это безусловное отношение Бога к своему творению, «благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его.» (Пс.144:9). И эта благость в человеке раскрывается как любовь.
Это божественное свойство – любовь – возвышает человека над бренным миром и делает его богоподобным, любовь — это критерий совершенства и спасения души. Это основное действование Бога – Божественная энергия в нашем мире. Любовь – это критерий жизни как таковой. «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими.» (Иоан.3:1)
Любящий способен называться Сыном Божиим и вслед за Христом становится Богоподобным. Любовь Божья раскрытая в человеке, делает для него основное – это победа над любым страхом (во основе каждого страха лежит страх смерти), и соответственно победа над смертью, и путь Воскресения в жизнь. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви» (Иоан.4:18).
Можно сказать, что потеря человеком изначальных божественных качеств благости, милости и любви – лежали в основе грехопадения человечества, всегда во все времена, начиная с Адама и Евы и до наших дней «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Матф.24:12). И именно это свойство возвращает нам Спаситель своим крестным путем. «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.»(Иоан.4:9)
Именно эта Божественная сила стала основной для церкви, дарованная в таинстве Евхаристии «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.» (Рим.5:5). Любовь полагается в основу каждого действия христианина, «…яко же без мене, не можете творити ничесоже…», это основа Синергии – пути к спасению, основанному на Духе и Богоугодных делах. «Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.» (1Иоан.4:17)
Подробнее
Какое практическое значение эта истина имеет для верующих христиан?
Многие светские люди считают, что любовь и так есть в их сердце, а если Бог есть Любовь, то они уже с Богом и спасены. Так ли это на самом деле? Знают ли они тот эталон Божественной Любви, что сохранен в церкви нашей, невероятной ценой многих трудов, страданий и мучений во славу Божию? И основу этому заложил сам Спаситель, сохранивший милость и любовь к людям, даже будучи распинаем на кресте. Безусловно, нет! Те проявления люди на которое способны светские люди, это естественные инстинктивные качества любви к ближнему, члену семьи, но не плоды Духа, дающиеся во всех полноте Божественных свойств. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера.» (Гал.5:22)
И с другой стороны мы видим верующих и воцерквленных людей, также не имеющих это плода духа – Любви к ближнему, и как говорит нам Евангелие, не имеющими Веры. Любовь выше веры, она возносит человека над мирским и приобщает к Божественному. «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.» (1Кор.13:13). Для таких «верующих», вера и дарованная Божественная сила являются способом выделится и показать свое превосходство, через осуждение ближних – неверующих как они. А ничто так не разрушает любовь, как осуждение. «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.» (Иак.2:13)
Милость Божия превозносится над судом, нет такого греха, который бы Господь не мог простить кающемуся. Это оставляет надежду для всех нас, для всего нашего мира. Каждый человек способен прийти к истинной Вере и плодами Духа будут неизменные, — Благость, Любовь и Милость Божии.